Группа компаний СОФИЯНадежность. Всегда. Во всём

 

Без уверенности в будущем — так можно охарактеризовать первую неделю ноября. С одной стороны, цены на стальную продукцию продолжали подниматься, достигнув максимального уровня за последние пять месяцев, а то и больше. В то же время, с другой стороны, значительную роль в этом росте играет сырьевой фактор, да и не ясно, как долго на мировом рынке проката сохранятся эти благоприятные условия. А тут еще пошли вниз цены на нефть, а впереди - «великие и ужасные» президентские выборы в США, которые не понятно, чем закончатся, и не понятно, к чему приведут. Прямо почти как голливудский триллер, только без обязательного хэппи-энда в конце.

Китайские металлурги все еще на подъеме. Котировки на арматуру и горячекатаный прокат на Шанхайской фьючерсной бирже установили новые шестимесячные максимумы. На внешних рынках китайская стальная продукция также дорожает, помогая и другим экспортерам, включая российских, поднимать цены. Не ослабевает рост и в Турции, что способствует подорожанию металлолома и полуфабрикатов. Однако этот скачок вряд ли будет продолжительным вследствие приближающегося насыщения рынка и ослабления внутреннего спроса. Цены какое-то время еще будут идти вверх, но затем неизбежно обвалятся.

На российском рынке проката — пока без существенных изменений. Заводские котировки на горяче- и холоднокатаные рулоны незначительно возросли по сравнению с прошлым месяцем, в прочих сегментах производители, в основном, сохранили прежние условия. На споте, между тем, продолжилось снижение цен на арматуру, тогда как горячекатаный прокат, приподнявшись в крайний раз в середине октября, похоже, уперся в потолок. В большинстве российских регионов начинается либо уже начался сезонный спад спроса, прежде всего, в секторах, ориентированных на строительную отрасль.

Поэтому рассчитывать на подорожание стальной продукции в России в обозримом будущем не приходится, что бы ни происходило на мировом рынке. Понято, что пока благоприятная экспортная конъюнктура способствует ограничению объемов внутреннего предложения, а металлургам помогает удерживать цены от спада. Но рано или поздно зима возьмет свое, и удешевление проката состоится.

В наших экспертных кругах между тем продолжают ломать копья по поводу перспектив экономического роста. По оценкам Росстата, в третьем квартале отечественный ВВП увеличился на 0,1% по сравнению со вторым, так что формально рецессия закончилась. Однако как среди специалистов, так и в деловых кругах по-прежнему преобладают пессимистичные ожидания. По прогнозам Министерства экономического развития, Россию ждет длительный период слабого роста. Некоторые аналитики настроены еще менее критично, предсказывая многолетнюю стагнацию, прозябание около нуля.

В принципе, причин для такой неуверенности в будущем хватает. Центробанк и правительство, сказав «А», то есть снизив инфляцию до немногим более 6%, не спешат говорить «Б», то есть соответственно уменьшать процентную ставку. Поэтому бизнес по-прежнему жалуется на дороговизну кредитов и дефицит финансирования. О необходимости некоторого смягчения денежной политики в России заговорили даже в МВФ, хотя обычно эта контора дает советы прямо противоположной направленности.

Бюджет российского государства по-прежнему в значительной мере зависит от цен на нефть и газ, а здесь пока трудно найти что-то утешительное. Нефтяные котировки, продержавшись немногим меньше месяца выше отметки $50 за баррель, опять пошли вниз. Основным негативным фактором комментаторы называют статистические данные об увеличении запасов и росте нефтедобычи в США. Кроме того, участники рынка выражают обоснованные сомнения в том, что экспортеры нефти на встрече, назначенной на 30 ноября, смогут договориться о чем-то реальном и весомом. Поэтому оценки российского Минфина, рассчитавшего бюджет при цене нефти в $40 за баррель, выглядят, конечно, несколько пессимистичными, но вполне правдоподобными.

В то же время, современную российскую экономическую действительность не следует описывать исключительно в мрачных тонах. И говоря о темпах роста, нужно всегда иметь в виду структуру отечественной экономики и происходящие в ней изменения. В последние два года ее тянули вниз несколько крупных секторов, ранее быстро развивавшихся за счет дорогостоящей нефти, высоких государственных расходов и обширного частного потребления, а потом больше всего обвалившихся, - строительство, автомобилестроение, розничная торговля, сфера услуг. Они и сейчас остаются в минусе, что и обуславливает низкие совокупные показатели.

Однако что происходит с этими отраслями в настоящее время и что они могут ждать от будущего? В строительном секторе ситуация пока наиболее сложная. Правительство обещает отрасли поддержку, но его возможности по понятным причинам ограниченные. Темпы спада замедлились, но пока остаются высокими — 4,4% по итогам первых девяти месяцев текущего года и 4,2% в сентябре. Поэтому выход в ноль откладывается здесь, в лучшем случае, на середину 2017 года. По-видимому, в будущем году потребление арматуры в России снова покажет снижение по сравнению с показателями годичной давности.

В то же время, следует отметить, что в текущем году строительная отрасль испытала настоящий шок от подорожания той же арматуры, стоимость которой в рублях этим летом превышала показатели годичной давности на 25-35%. Одновременно поднялись в цене и другие стройматериалы. Сейчас же в этом секторе, можно сказать, создается новая нормальность. Строителям приходится привыкать к мысли, что арматура может строить 28-32 тыс. руб. за т при стабильном рубле и минимальной инфляции. Если не случится ничего экстраординарного, следующий год должен стать спокойнее текущего. Отрасль должна, наконец, дойти до дна, а затем и возобновить рост, перестав тянуть вниз показатель ВВП.

Для легкового автомобилестроения Министерство экономического развития предсказывает на текущий год снижение выпуска на 9,9% по сравнению с 2015 годом, но в 2017 году уже прогнозируется рост на 3,3% благодаря как расширению экспорта, так и некоторому восстановлению внутреннего спроса. При этом, российские автозаводы будут по-прежнему увеличивать производство грузовиков. Безусловно, понадобится еще немало лет, чтобы вернуться к докризисным показателям, но, по крайней мере, отрасль будет демонстрировать положительную динамику. И, как ожидается, в ближайшие годы будет увеличиваться выпуск автокомпонентов благодаря процессам локализации.

Наиболее серьезными проблемами для российской экономики, пожалуй, остаются сужение потребительского рынка и сокращение государственных расходов. Политика жесткой экономии вообще крайне губительна для экономического роста, это демонстрируют множество печальных примеров от Аргентины до Греции. В ближайшие годы бюджетные расходы будут уменьшаться, что ставит на первый план задачу эффективного расходования средств. Поэтому антикризисная политика правительства и дальше будет заключаться в точечной поддержке конкретных проектов. Крайне важными задачами являются и борьба с бедностью, поддержка рынка труда, стимулирование создания новых рабочих мест, особенно, высокооплачиваемых в промышленности и высокотехнологичных отраслях.

Пока доходы населения продолжают уменьшаться, бессмысленно надеяться на частную инициативу как источник роста. Никто не будет инвестировать, не имея растущих рынков сбыта. Поэтому в нынешней ситуации государство не может и не должно снижать свою долю в экономике. Государственные компании могут позволить себе игнорировать уменьшение краткосрочной прибыли ради капиталовложений в будущее, частнику это гораздо сложнее.

Поэтому рекомендации некоторых российских экономистов, советующих делать ставку на частные компании и активнее проводить разгосударствление отечественной экономики, сейчас, по меньшей мере, несвоевременные. Во всем мире выход из системного спада, требующего структурной перестройки, осуществлялся либо силами государства, либо совместными усилиями государства и бизнеса, согласованно действующего в рамках правительственной политики. Другое дело, что в России давно назрела и перезрела задача улучшения условий для предпринимательской деятельности — совершенствования регулятивной политики, борьбы с коррупцией на всех уровнях, недопущения рейдерства и смычки недобросовестного бизнеса с чиновниками и силовиками.

Именно в этой сфере и находятся основные резервы роста в обозримом будущем. Но даже при сохранении привычных негативных явлений в текущей российской действительности отечественная экономика в ближайшие два-три года может перейти к достаточно высоким темпам расширения ВВП. Это обусловлено тем, что в 2017-2018 годах строительство, автомобилестроение, торговля и другие кризисные отрасли должны будут перейти от спада к медленному улучшению и перестанут играть роль «гирь на ногах» более успешных секторов, получивших бонусы благодаря импортозамещению и слабому рублю.

Уже сейчас начинают подходить к завершению проекты по созданию новых мощностей, запущенные в конце 2014 — начале 2015 года. А в дальнейшем в строй будут входить все новые и новые предприятия, которые строятся западными фирмами, размещающими производство в России, госкорпорациями, снижающими зависимость от поставок из-за рубежа, российскими частными компаниями, увидевшими для себя новые возможности. Промышленность в целом адаптировалась к нынешним условиям и снова нацелена на рост.

В ближайшие несколько лет в стране появятся и наберут силу такие мощные производства как Ямал-СПГ, судостроительный комплекс «Звезда», «ЗапСибНефтехим». Завершится возведение новых станкостроительных заводов, грандиозных тепличных хозяйств и животноводческих комплексов, предприятий пищевой и фармацевтической промышленности. Все это должно будет дать российской экономике весьма мощный толчок, особенно, если процессы нового промышленного и сельскохозяйственного строительства будут продолжаться.

Пока что баланс между созданием новых мощностей в одних отраслях российской экономики и снижением загрузки в других нулевой или даже слабо отрицательный. Но в будущем он изменится к лучшему.

Если вы нашли ошибку в тексте, вы можете уведомить об этом администрацию сайта, выделив текст с ошибкой и нажав сочетание кнопок Ctrl+Enter

 

194156, Россия, г. Санкт-Петербург, Новороссийская ул, д. 28, к.2
 
info@gksofia.ru