Москва. Новый год все ближе, а Нафтогаз и Газпром так же далеки от соглашения по газовым контрактам, как и пару лет назад. Европа, опасаясь за поставки российского газа, заполнила до отказа все хранилища, закупилась фьючерсами, и вроде бы успокоилась. Отсутствие договора уже не грозит срывом газовых поставок: примерно половина из них пойдет через Турцию, остальные временно могут быть компенсированы сжиженным газом. С Ямала, Сахалина, Катара или даже США. СПГ можно купить в разных уголках планеты, а терминалы разгазирования в ЕС всегда недогружены. Можно подумать о том, как скажется прекращение транзита на работе украинской газотранспортной системы (ГТС).
- Технические аспекты
Газотранспортная система Украины имеет общую протяженность 37,6 тыс. км. Это чуть меньше длины экватора. Годовая пропускная способность ее составляет на входе 290 млрд, на выходе — 175 млрд м3. ГТС включает 81 компрессорную станцию (КС) с 765 газоперекачивающими агрегатами (ГПА) общей мощностью 5,6 млн кВт. В состав ГТС входят также 1600 газораспределительных станций и 12 подземных хранилищ газа, 6 приграничных газоизмерительных станций и 89 автомобильных газонаполнительных станций. Эксплуатирует систему 100%-ная дочка «Нафтогаза Украины» ДК "Укртрансгаз".
Пару лет назад она составила список объектов ГТС, которые в течение последних лет не используются в процессе транспортировки газа. Уже сейчас не используются. Он включает 18 КС с общим количеством 134 ГПА и 2 установки подготовки газа. В случае прекращения российского транзита после 2020 г., согласно оценке ДК "Укртрансгаз", перечень увеличится почти втрое – до 47 КС и 282 ГПА. В работе останется менее половины компрессорных станций.
На рисунке 1 я отметил красным кружком семь КС, которые потеряют свое назначение; для них не будет газа на входе из России и на выходе в Польшу, Словакию, Венгрию и Румынию. Пять западных КС будут переведены в реверсный режим для импорта газа. Остальные при снижении объемов перекачки в 4-5 раз просто не нужны, их придется законсервировать. Ибо 70% компрессорных агрегатов выработали ресурс, ликвидация их тоже стоит денег и вряд ли окупится полученным металлоломом.
Сложнее решить, что делать с магистральными газопроводами. Они проложены в две или даже три нитки. Но Украина потребляет в год 30,5 млрд м3 газа, транзит в прошлом году составил 86,8 млрд м3, следовательно загрузка газопроводов сократится вчетверо. Тут бы и одна труба справилась, но нельзя, не дай Бог, на ней авария, сотни потребителей не получат газа. Поэтому работать будут две. А вот третью трубу на крупных направлениях ликвидировать можно, даже с прибылью. Подержанные трубы большого диаметра используются в строительстве и неплохо ценятся.
Затраты на обслуживание газопроводов, разумеется, сократятся, но не пропорционально объемам перекачки. Ибо даже на сильно недогруженных трубах нужно сохранить электрохимическую защиту, регулярные обходы и прочие меры контроля. Расход газа на питание компрессоров тоже уменьшится, а вот удельный расход (на 1000 м3 перекачки) возрастет. В области малых нагрузок эффективность компрессоров снижается.
Изменятся направления газовых потоков. Сейчас (см. рис.1) вся перекачка идет с востока и севера на запад и юг. Газовые месторождения Украины находятся преимущественно на северо-востоке, в Полтавской, Харьковской, Сумской областях. А импортный газ пойдет с запада, из Словакии и Польши. Встречные потоки сложнее регулировать.
Укртрансгаз также эксплуатирует 12 подземных хранилищ газа (ПХГ) с полезным объемом 31 млрд м3. Более 80% мощностей (в том числе крупнейшее в Европе Бильче-Волицко-Угерское ПХГ, 17 млрд м3 ) находятся на западе страны. При постоянном транзитном потоке из России они весьма удобны для стран ЕС. В прошлом году Украина даже заработала на хранении газа примерно 1,5 млрд гривен. Европейские потребители использовали здесь «виртуальный реверс», они не получали свой газ на границе, а переправляли его в украинские ПХГ с выгодой для обеих сторон. Без транзита эти манипуляции исчезнут и украинские ПХГ для иностранцев потеряют свою привлекательность.
- Дела финансовые
Пять лет назад четверть бюджета страны уходила на дотации «Нафтогазу Украины». Ибо золотые времена, когда Украина получала российский газ в 2-5 раз дешевле мировых цен (рис. 2), закончились, а импорт газа из Европы, даже в виртуальном исполнении оказался намного дороже. С тех пор внутренняя цена газа выросла в 10 раз и достигла 6,2-8,5 грн/м3 ($167-230 за 1000 м3). Не мудрено, что импорт за последние 10 лет сократился с 55 до 10,6 млрд м3 в год.
Финансовые показатели Нафтогаза и Укртрансгаза за последние 5 лет сильно изменялись, потому к ним нужны пояснения. Украина давно мечтала найти Нафтогазу стратегического (читай – западного) инвестора. Мешали два обстоятельства. Во-первых, украинские депутаты во главе с воинственной Юлией Тимошенко с высоких трибун неустанно предавали эти планы анафеме. Во-вторых, желающих купить 49% Нафтогаза как-то не находилось.
Тогда появилась идея продать только транспортную систему, точнее, Укртрансгаз. Четыре года назад его основные средства выросли с 15 до 356 млрд грн ($15,5 млрд). Сроки амортизации ГТС давно прошли, похоже, ее заново переоценили. Хотели набить себе цену, а получилось, как всегда: на ГТС пришлось начислять амортизацию. В результате и без того жиденькая прибыль Укртрансгаза превратилась в 65%-ые убытки (рис.3).
Разумеется, убытки образовались не только от манипуляций с оценкой активов. Тяжкой ношей Укртрансгаза являются неплатежи областных газовых сетей за транспортировку газа. В середине текущего года они составили 10,4 млрд грн ($395 млн). Вспомним также, что транзитный договор заключен между Газпромом и Нафтогазом, а уже тот выделяет какую-то часть денег своей дочке. Разумеется, не доплачивает. В результате Укртрансгаз имеет задолженность по уплате налогов в размере 55,5 млрд грн ($2,1 млрд).
Вот и выходит: чтобы приватизировать Укртрансгаз, как это предписывают нормы ЕС, нужно сначала погасить его долги, списать налоговую задолженность. А она не маленькая, 5,4% годового бюджета Украины. Так что радужным планам приватизации Укртрансгаза в нынешнем году свершиться не суждено. Да и в будущем они мне очень сомнительны.
Зато Нафтогаз в результате произведенных перетрубаций прямо-таки расцвел буйным чертополохом. В прошлом году проходили сообщения о его рекордных отчислениях в бюджет (138 млрд грн). Однако в годовом отчете такие цифры не наблюдаются. При выручке 256 млрд грн затраты компании составили 234,5 млрд, чистая прибыль 11,6 млрд грн. А за счет переоценки основных фондов (похоже, любимое занятие ее руководства) компания и вовсе получила убыток в размере 18,6 млрд грн. И здесь тоже огромные неплатежи, преимущественно, за газ, в сумме 65,9 млрд грн ($2,5 млрд).
В случае прекращения российского транзита Укртрансгаз потеряет примерно $1,6 млрд Нафтогаз - $2,5 млрд выручки. Это 5,3% экспорта страны, 26% ее внешнеторгового дефицита. И все надежды компаний будут связаны с повышением газовых цен для предприятий и населения. Если они выдержат такое повышение.
- Резюме
С технической стороны прекращение газового транзита Украине крупными неприятностями не грозит. Будет много досадных перемен, сокращений персонала, перепалок между чиновниками, но все они не фатальны.
Хуже будет с финансами. Нафтогаз потеряет 30-35% выручки, бюджет – 1,5-2% доходов. А как вы хотели, господа? Деньги достаются тем, кто точно выполняет свои обязательства. Кто улыбается покупателю, а не клянет его в бога душу мать и не выдумывает абсурдные штрафы. Ваша деловая репутация крепко подмочена и придется долго работать на ее восстановление. Пора вам эти простые истины уже освоить.
P.S. Любопытная деталь. В годовом отчете Нафтогаза указаны доходы от решения Стокгольмского арбитража по спорам с Газпромом в сумме 57125 млн грн. А ниже – расходы на арбитражное разбирательство в сумме 44528 млн грн ($1,65 млрд):
Дороговато обходятся сутяжникам европейские арбитры….