Группа компаний СОФИЯНадежность. Всегда. Во всём

 

В октябре 2015 года статистика грузовой работы свидетельствовала о явных улучшениях в сфере низкодоходных грузов, что в первую очередь связано с долгожданной позитивной динамикой в сегменте стройгрузов. Высокодоходные товары, напротив, продемонстрировали снижение, особенно в перевозках нефти и нефтепродуктов. Таким образом, изменения в структуре сетевой погрузки, сводящиеся к доминированию дешевых товаров над более дорогими, подтвердили публиковавшиеся ранее прогнозы отраслевых экспертов. 

 По итогам октября 2015 года на сети было погружено 107 млн т различной продукции, что всего на 0,5% меньше, чем в октябре 2014-го. На первый взгляд, снижение небольшое, и это, безусловно, радует. Тем не менее напомним, что в данном случае свою роль сыграл эффект низкой базы, так как погрузка на сети снижается в течение довольно длительного периода и участники рынка к неблагоприятной динамике в каком-то смысле уже привыкли.

Низкодоходные грузы: уголь сохраняет рост, стройгрузы вышли из пике
По итогам октября на сети погрузили 29,3 млн т каменного угля, что на 3,2% больше, чем годом ранее. По данным Минэнерго России, добыча угля в январе – октябре 2015 г. выросла на 4,7% в годовом исчислении (+5,8% в октябре к сентябрю 2015 г.), экспорт угля снизился на 1,2% (+3,3%). По данным ЦДУ ТЭК, за этот период поставки угля в страны ближнего зарубежья уменьшились на 25%, до 9,3 млн т, а в страны дальнего зарубежья, напротив, увеличились на 1,2%, до 116,9 млн т. При этом по состоянию на 30.10.2015 г. (по сравнению с началом года) расчетный индекс средних цен российских производителей на каменный энергетический уголь увеличился на 3,4%.


Можно констатировать: ситуация развивается в соответствии с прогнозом Минэкономразвития, обещавшим, что в 2015 году объем добычи угля в РФ увеличится на 2,5% по отношению к уровню 2014-го. При этом эксперты ведомства считают, что внутреннее потребление угля в стране за счет увеличения объемов его поставок на электростанции к концу года вырастет на 4,3%, а экспорт, напротив, снизится на 1% в годовом исчислении.


Согласно оценкам отраслевых экспертов, российские угледобывающие компании в текущем году вряд ли существенно поменяют структуру продаж. «Мировой рынок по-прежнему является приоритетным направлением реализации российского угля, – уточняют они. – Однако на фоне сформировавшегося профицита поставок угольной продукции практически на всех направлениях, а также ограничений китайской стороны (одного из крупнейших партнеров в Азиатском регионе) на импорт российским угольщикам будет крайне сложно наращивать экспорт».
Вместе с тем даже с учетом некоторого восстановления курса рубля в конце лета 2015 года девальвация остается фактором, стимулирующим рост российских экспортных поставок угля на фоне относительно низких мировых цен – благодаря увеличению доходов от экспорта в рублевом эквиваленте. Так, согласно данным Citigroup, за счет ослабления рубля конкурентоспособность российских экспортных поставок по отношению к перевозкам угля из Австралии и Северной Америки повысилась. Поясним, что по состоянию на 30.10.2015 г. уровень экспортных цен австралийских поставщиков каменного энергетического угля снизился на 23,3% по сравнению с концом декабря 2014-го, а цены на европейском угольном рынке из-за высоких запасов в регионе – на 24,1%.


Аналитик УК «Альфа-Капитал» Андрей Шенк считает, что мировые цены на уголь продолжат снижаться. «Фундаментальных драйверов роста цен на уголь сейчас нет, – уточняет он. – Перепроизводство на мировом рынке угля не позволяет производителям повышать цены, и со стороны потребления поддержки ценам тоже нет: во всем мире объемы производства сокращаются, а технологии совершенствуются, что позволяет снижать расход угля». Тем не менее, по его словам, российским добывающим компаниям удалось уменьшить затраты на добычу угля и по большей части они остаются рентабельными.


По мнению руководителя департамента исследований ТЭК ИПЕМ Александра Григорьева, девальвация рубля лишь несколько улучшила положение российской угольной промышленности, дав очередную передышку. «При любых, даже самых демократичных, тарифах на перевозку угля транспортное плечо у нас будет самое большое в мире: от сложившейся географии угледобычи нам не уйти, – отмечает он. – Экспорт угля – хорошая возможность для угольной промышленности поправить свое положение, решить текущие задачи, но он не может быть долгосрочной стратегией. Ею может стать только комплексное развитие внутреннего рынка угля, причем нельзя ограничиваться лишь энергетикой».
Строительные грузы в октябре 2015-го показали положительную динамику отгрузки. Всего на сеть ушло 13,6 млн т стройгрузов, что на 8,8% больше, чем годом ранее. По цементу динамика иная: погружено 2,7 млн т, что практически соответствует уровню октября прошлого года (-0,9%). Интересно, что статистика портала beton.ru свидетельствует, что по итогам октября 2015 года потребители щебня получили с железной дороги 11,4 млн т данной продукции, что на 9,6% меньше, чем за тот же период 2014-го, однако по сравнению с предыдущим месяцем отмечено увеличение потребления щебня на 2,9%. «Для сентября-октября это очень неплохой результат, – считают эксперты Бетон.ру. – Так, в прошлом году в этот период было зафиксировано снижение потребления щебня на 1,2%».
По их словам, октябрь для рынка щебня – месяц нетипичный, так как именно в это время участники рынка стараются сделать небольшие запасы на зиму. «Это сказывается как на спросе, так и на производстве щебня, – уточняют эксперты. – Если сезонный пик потребления продукта приходится на середину лета, после чего происходит плавное снижение спроса, то в октябре наблюдается небольшое увеличение спроса, которое приводит к тому, что цифры октября иногда превышают сентябрьские». Кстати, представители одного из щебеночных карьеров Карелии отмечают, что в октябре им удалось вывезти заявленные объемы щебенки, но цены на предоставление полувагонов в регионе выросли до уровня плюс 20–25% к ставкам Прейскуранта № 10-01.
Что касается динамики в сегменте цемента, то здесь статистика, предоставленная Бетон.ру, практически соответствует данным сетевой погрузки: согласно ей, в октябре 2015-го с цементных предприятий было отгружено на железнодорожный транспорт 2,6 млн т продукции, что на 2,6% меньше, чем годом ранее. «Напомним, что отставание от прошлогодних результатов достигало и гораздо больших величин, – уточняют эксперты Бетон.ру. – Так, в апреле этого года отгрузка цемента по железной дороге отставала на 22%, поэтому результат октября можно назвать оптимистичным».

Среднедоходные грузы: удобрения и лес сохраняют рост, металлолом – падение
В октябре 2015-го на сети было отгружено 4,3 млн т химических и минеральных удобрений, что на 7,2% больше, чем годом ранее. Ситуация выглядит благополучной даже несмотря на то, что, по данным Росстата, производство минеральных удобрений в России в январе – сентябре 2015 года снизилось на 1,5% в годовом исчислении. По октябрьскому прогнозу Минэкономразвития, производство минеральных удобрений в стране к концу 2015 года увеличится на 7,2% к уровню 2014-го.


Возможно, положительная динамика в данном сегменте сложилась также и в связи с тем, что ставки на предоставление подвижного состава под удобрения практически не менялись в течение года. По словам руководителя логистической службы одного из предприятий отрасли, цены на предоставление вагонов для перевозки удобрений в октябре продолжали сохраняться в диапазоне 0,92–1,03% от уровня Прейскуранта № 10-01 (в зависимости от вида вагонов, расстояния и направлений).


В октябре 2015 года на сети было отгружено 1,5 млн т лома черных металлов, что на 13,1% меньше, чем в октябре 2014-го. В НП НСРО «Руслом.ком» отмечают, что сложности с поставкой лома на сеть обусловлены рядом факторов. «Существующие административные барьеры и штрафные санкции содействуют тому, что лом черных и цветных металлов сдается физлицами на нелегальные площадки, – констатируют эксперты. – Это способствует росту теневого бизнеса, снижению собираемости лома, резким колебаниям цен на сырье и нарушению мер безопасности». При этом, как поясняют в НП НСРО «Руслом.ком», легальные игроки рынка постоянно подвергаются проверкам и санкциям со стороны налоговых органов, которые начисляют огромные штрафы при неподтверждении физическими лицами сделок с легальной компанией.
Положение осложняет и ужесточившаяся банковская политика в отношении сырьевиков. Так, комиссия банков за выдачу наличных ломозаготовительным компаниям с августа текущего года выросла до 7%. На таком же уровне (примерно 5–10%) находится сегодня и показатель рентабельности наиболее успешных компаний – переработчиков вторичных металлов. Одновременно выросли еще и процентные ставки по кредитам. «Поэтому вести легальную деятельность по ломопереработке становится просто невыгодным, – отмечают эксперты. – Сохранение текущей ситуации может привести к острому дефициту металлургического сырья в России».


В октябре 2015-го погрузка зерна на сети РЖД составила 2,1 млн т, что на 5,9% меньше, чем годом ранее. По словам экспертов, благодаря укрепляющемуся курсу рубля российская пшеница уже не самая дешевая на рынке, однако пока ей удается не терять завоеванные позиции и доминировать на рынке. Итоги очередного тендера GASC 9 октября 2015-го показали , что два из трех победивших предложений стали российскими поставками зерна. В частности, Египет закупил 180 тыс. т причерноморской пшеницы (российской и румынской) с поставкой с 11 по 20 ноября 2015 года. Однако рентабельность экспорта пшеницы по железной дороге при закупках с учетом текущих цен и новой минимальной ставки пошлины (10 руб./т) в октябре оставалась отрицательной – 300–900 руб./т с возвратом НДС. Таким образом, рост цены FOB на зерно не был достаточным для компенсации потерь экспортеров от укрепления курса рубля.


В октябре 2015 года стала известна более точная оценка официального экспорта зерна из России в сентябре – 4,53 млн т. Это рекордный для этого месяца объем (в 2011 и 2014 гг. данный показатель составлял 3,8 млн т). Фактический объем экспорта зерна в октябре 2015 года составил около 3,5 млн т (октябрь 2014 г. – 3,42 млн т), в том числе пшеницы – 2,7 млн т (октябрь 2014 г. – 2,46 млн т).

Высокодоходные грузы: объемы нефти и черных металлов продолжают падать
В октябре 2015 года на сети РЖД погрузили 19,3 млн т нефти и нефтепродуктов, что на 8,3% ниже, чем в октябре 2014-го. Проблемы в данном сегменте хорошо известны: снижение мировых цен (марка Brent по состоянию на 04.11. 2015 г. подешевела на 15,3% по сравнению с концом декабря 2014 г.) и отток данной продукции на трубопроводный транспорт. При этом, по данным Минэнерго, добыча нефти в стране в январе – октябре 2015-го выросла на 1,3% в годовом исчислении (+3,7% в октябре к сентябрю 2015 г.), а экспорт вырос на 7,5% (+6,8%). По октябрьскому прогнозу Минэкономразвития, среднегодовая цена на нефть марки Urals в 2015 году снизится на 45,7% в годовом исчислении (по базовому варианту). Тем не менее, согласно этому же прогнозу, объем добычи нефти в стране в 2015 году увеличится на 0,8% к уровню 2014-го, объем экспорта – на 6,2% в годовом исчислении, нефтепродуктов – на 5,9% к уровню 2014 г.


Достаточно сложной остается и ситуация в сегменте погрузки черных металлов: за октябрь 2015-го на сети погрузили 5,9 млн т, что на 1,2% меньше, чем годом ранее. Напомним, что снижение цен на российском рынке черных металлов отмечается с конца февраля 2015-го, причем данный процесс протекает на фоне падения мировых цен. С начала текущего года (на 30.10.2015 г.) средние цены на черные металлы в мире снизились на 25,9% (по отношению к концу декабря 2014 г.), в России (на 04.11.2015 г.) индекс цен также уменьшился (на 2,8%).


Несмотря на снижение ценовой конъюнктуры на металлопродукцию на внешних рынках, экспорт отечественной металлопродукции остается привлекательным в условиях ослабления курса рубля по отношению к доллару США. В то же время по итогам 2015 года эксперты прогнозируют резкое сокращение спроса на сталь в России. По данным ОАО «Северсталь», внутреннее потребление стали в стране в текущем году оценивается на уровне 38,5 млн т, что на 10% ниже уровня 2014-го. По мнению экспертов компании, это произойдет в том числе и за счет существенного снижения потребления металлопродукции в строительстве (на 12,7%) и автомобилестроении (на 25%). При этом ожидается прирост потребления труб большого диаметра ввиду реализации крупных инфраструктурных проектов ПАО «Газпром», к концу 2015 года он оценивается на уровне 15%.

Если вы нашли ошибку в тексте, вы можете уведомить об этом администрацию сайта, выделив текст с ошибкой и нажав сочетание кнопок Ctrl+Enter

 

194156, Россия, г. Санкт-Петербург, Новороссийская ул, д. 28, к.2
 
info@gksofia.ru