Группа компаний СОФИЯНадежность. Всегда. Во всём

 

Новости РЖД

Новости РЖД

Индекс качества: куда ехать, выбирает не грузовладелец

По итогам Индекса качества удовлетворенность оперативностью согласования заявок в II квартале 2021 года составила 73 балла по 100-балльной шкале. По сравнению с предыдущим периодом показатель увеличился на 1 пункт, правда, по  отношению к аналогичному периоду 2020-го потерял целых 3.


По данному критерию оценки были достаточно противоречивыми. Часть интервьюируемых сообщили, что процесс согласования, в частности, на внутренние направления идет отлично и даже на экспорт в Казахстан – 3 дня, как и прописано в уставе. «По России согласовывают заявки в течение одних суток, на экспорт – чуть дольше, но все в пределах нормы, то есть РЖД укладываются в 1–2 суток при ограничении до пяти на экспорт. Заявки в целом проходят отлично, претензий нет. Повышаем оценку», – отметил позитивно настроенный грузовладелец. Главное, добавил он, чтобы были вагоны.

Впрочем, были и случаи отказов в согласовании. Но, как говорят респонденты, у большинства из них всегда были обоснования и реальные причины. Например, перегружена инфраструктура в направлении регионов Дальнего Востока и Сибири из-за всплеска спроса на отгрузку угля. Другой вариант – северный завоз, когда определенные станции и речные порты также ограничены собственной инфраструктурой. «Мы в итоге поставили 90 баллов, потому что на те направления, куда нам было надо, все отказы четко мотивированы. И даже согласования, падающие на конец месяца, то есть самые необходимые отправки, тоже проходили нормально, РЖД всегда нам шли навстречу», – рассказал респондент.

Однако часть отправителей все-таки сталкивались с определенными проблемами.

«Если на внутрироссийские направления заявки согласовывают быстро, то на экспорт и в порты – это наша боль. Нет никакой оперативности и понимания, когда согласуют, – приводит пример один из респондентов. – Согласование в Прибалтику – какая-то рулетка. В последнее время ситуация усугубляется. Мы подаем заявку, ждем, а потом в последний день объявляют, что по техническим или технологическим возможностям она не может быть согласована». Другой отправитель добавил про сложности с согласованием дополнительных планов погрузки, которое может занимать до 10 дней. «Долго согласовываются дополнительные заявки ГУ-12 на Октябрьскую и Северо-Кавказскую железные дороги. И вопросы с этим возникают постоянно. Железнодорожники нам что-то объясняют, но мы теряем оперативность», – жалуется респондент.

Другой грузовладелец снизил оценку рассматриваемого критерия с 45 до 15 баллов, мотивируя это тем, что в конце месяца зачастую невозможно согласовать заявку, она переносится на следующий месяц. В целом появившийся дефицит полувагонов приводит к тому, что не грузоотправители, а собственники выбирают, куда им ехать, и предпочитают составы, следующие по кольцу.

 

Август охладил погрузку на РЖД

Погрузка на РЖД в августе 2021 года увеличилась до 109 млн т, что на 0,9% превышает аналогичный показатель прошлого года. Тем не менее в ОАО «РЖД» сохраняют надежды не растерять достигнутую в предыдущие месяцы прибавку и завершить текущий год согласно озвученным ранее планам.


Следует иметь в виду: в августе сравнение динамики погрузки идет к высокой базе. Ведь этот показатель в августе прошлого года оказался в положительной зоне – в отличие от предыдущих месяцев 2020 года, когда погрузка падала.

Прирост, правда, к августу 2019 года рост получился незначительный (всего +0,1%). И все же это позволяет говорить о выходе на доковидный уровень объемов погрузки.
Итак, конец нынешнего лета, как и предполагали эксперты, дает основания для позитивных настроений. Тем не менее, как опять-таки предупреждали эксперты, сентябрь может принести сюрпризы и спровоцировать охлаждение динамики железнодорожных перевозок.

С учетом данного обстоятельства по осени на сети сохраняется риск заметного сползания динамики погрузки вниз. Тем более что в августе по сравнению с предыдущими двумя летними месяцами прирост сложился минимальным. Впрочем, не исключен и более благоприятный сценарий.

Уголь толкает вверх

В августе текущего года перевозки по РЖД поддержали на плаву прежде всего топливные номенклатуры.

Уголь, по подсчетам ИПЕМ, вырос на 1,7% (а если считать к уровню 2019-го, – на 9,4%). На недавнем совещании по развитию угольной отрасли первый вице-премьер правительства РФ Андрей Белоусов отметил, что отправки Кемеровской области растут опережающими темпами.

Соответственно заместитель генерального директора ОАО «РЖД» – начальник ЦФТО Алексей Шило заверил, что сейчас в холдинге прикладывают максимум усилий для обеспечения вывоза всего объема произведенной российскими шахтерами продукции – в первую очередь из Кузбасса, доля которого составила свыше 67% от общероссийского экспорта данной номенклатуры. Железнодорожники при этом действуют в рамках соглашения между правительством региона и ОАО «РЖД» с учетом дополнительного поручения президента РФ.

На проекты по развитию инфраструктуры для вывоза угля в зоне Кемеровской области в 2021 году инвестпрограммой ОАО «РЖД» предусмотрено вложение более 16 млрд руб. Вложения в Восточной полигон при этом не уточнялись. Было отмечено лишь, что на его объектах задействовано более 14 тыс. специалистов и более 2,5 тыс. ед. техники. При этом на запланированные ранее объемы перевозок в холдинге выйдут лишь по итогам в 2022 году, когда провозная способность обещано увеличить до 158 млн т, а на уровень 180 млн т намечено выйти в 2024 году.

Как вывезти заявленные объемы?

Косвенно в РЖД признали, что на данный момент максимизации вывоза угля способствовало прежде всего совершенствование технологии перевозочного процесса. Иными словами, прирост был достигнут в основном за счет тяжеловесного движения (в текущем году поездов массой более 7,1 тыс. т в восточном направлении отправлено в 1,6 раза больше, чем прошлом году). Если учесть, что парк тяги на востоке был усилен более мощными локомотивами, то это означало еще и некоторое снижение потребности в подталкивании составов на ряде участков Восточного полигона. А по сути – здесь скрыт дополнительный резерв для технологического увеличения пропуска поездопотоков.

По словам А. Шило, мировая конъюнктура способствовала росту спроса на перевозки угля не только в восточном, но и в южном направлении. Отмечено также некоторое увеличение поставок в страны ЕС. Все это, правда, обернулось в какой-то момент локальным дефицитом тяги на Юге и Северо-Западе РФ, поскольку корректировка поставок угля на 1% на этих направлениях потребовала задействовать дополнительно не менее 50 локомотивов по маршрутам.

Что касается полувагонов, то в ОАО «РЖД» говорят, что их по-прежнему профицит. А после завершения ремонтной программы в IV квартале текущего года избыток этих видов подвижного состава даже усилится. Однако клиенты все чаще говорили про локальный дефицит, что, в свою очередь, подстегивало и рост ставок аренды на полувагоны уже не только на споте, но и по долгосрочным контрактам.

«Сегодня в ряде регионов возникла нехватка полувагонов. На мой взгляд, это связано с просчетами грузовладельцев и операторов при планировании погрузки», – отметил генеральный директор ABC-Rail Артур Нурмухамедов.

«Причинами нехватки полувагонов служит восстановление отрасли после пандемии, рост отгрузки угля на экспорт и сезонные путевые работы на сети», – уточнил директор по логистике ОМК Сергей Толстоухов. Также следует учитывать и инфраструктурные, которые приводят к простоям вагонов на сети – в т. ч. на подходах к портам и при выгрузке на причалах, добавил представитель крупной операторской компании.

По этой же причине у отправителей угля возникают сложности с его погрузкой на экспорт. В результате снова возник вопрос о распределении квот на Восточном полигоне для экспортеров: всем желающим на этом направлении не протолкнуться. Если ранее на узкие места на БАМе сетовали угольщики Кузбасса, то в августе эту тему же председатель правительства Хакассии Валентин Коновалов обсуждал с министром энергетики России Николаем Шульгиновым.

«Столь резкий рост потребления энергетического угля в 2021 году стал сюрпризом для рынка. Вопреки прогнозам цены на уголь бьют исторические рекорды. И это делает инвестиции в Восточный полигон достаточно обоснованными и своевременными», – подытожил руководитель Центра анализа стратегии и технологии развития ТЭК РГУ нефти и газа им. И. М. Губкина Вячеслав Мищенко.

Дальнейшему приросту железнодорожных перевозок в КНР может способствовать также открытие во второй половине августа текущего года моста через Амур: значительную долю грузовой базы по нему составит уголь и руда.

Нефтепродукты снова в цене

Другая номенклатура, удержавшая динамику погрузки в августе от ухода в отрицательную зону, – нефтепродукты (+7,2% к тому же месяцу прошлого года). Это неудивительно. Спрос на топливо продолжился на волне оживления мировой экономики.

1 сентября в рамках соглашения ОПЕК+ пересмотрен прогноз спроса на нефть в 2022 году на фоне тенденции роста котировок на нефть – несмотря на заполнение резервных хранилищ в США. По итогам принятых решений в РФ эксперты ожидают роста железнодорожных перевозок нефтегрузов. Это касается прежде всего светлых нефтепродуктов на экспорт.

Ожидается также прирост перевозок темных нефтепродуктов на внутренних маршрутах. В первую очередь – бункеровочного топлива в сторону морских портов и мазута для ТЭЦ.

Металл остается верен себе

В августе сохранился и спрос на грузы ГМК. Однако здесь темпы прироста динамика погрузки явно пошла на убыль: (правда, если соотносить с 2019 годом, то рост составил около 3%). Погрузка железной и марганцевой руды – выросла по сравнению с прошлым годом менее чем на 1%.

Мировой рынок стали остается разогретым. И все же его охладило введение дополнительных антидемпинговых мер против российских экспортеров, а также введение с 1 августа текущего года до конца года временных пошлин на экспорт цветных и черных металлов за пределы ЕАЭС.

Очевидно, это подтолкнуло статс-секретаря – заместителя министра промышленности России Виктора Евтухова высказаться против продления временных пошлин на экспорт в 2022 году. По его словам, внутренние цены начали снижаться и рынок – остывать.

Правда, на сайтах ряда производителей металлоизделий в августе появились объявления, которые свидетельствуют о несколько иной ситуации. Например, в ООО «ПО «Булат» уведомили клиентов, что с 01.09.2021 г. вынуждены были повысить цены на поставляемую и производимую продукцию, что является вынужденной мерой вследствие повышения цен на необходимые для производства сырье и материалы.

Не охлаждаются и мировые цены на сталь на европейском рынке – из-за ограниченного предложения продукции (по причине действия в ЕС защитных мер и антидемпинговых пошлин).

Так что в целом рост потребления продукции ГМК – по-видимому, глобальный тренд. По данным агентства Mining.com, например, мировой рост добычи железной руды в 2021–2025 гг. составит в среднем 3,6% (против -2,3% за предыдущие 5 лет). Это создает условия для увеличения экспорта продукции ГМК по РЖД. Правда, динамика перевозок, скорее всего, в этом сегменте в дальнейшем ожидается слабой.

Драйверы – прежние

Среди других драйверов погрузки на сети – лес. Погрузка растет (+3% к прошлому году) благодаря увеличению деревообработки в РФ, сообщили в национальной ассоциации лесопромышленников «Русский лес». Основной прирост обеспечило производство древесных плит и пиломатериалов.

Правда, сейчас объемы экспорта ограниченны, а внутренний спрос перегрет из-за роста цен в РФ практически на все продукты ЛПК. В частности, цены на пиломатериалы выросли на 62% по сравнению с началом года, древесные плиты – на 30–70%.

Так что в II полугодии 2021 года эксперты национальной ассоциации лесопромышленников «Русский лес» прогнозировали восстановление баланса спроса и предложения, нормализацию складских запасов и смену ценового тренда. Это объясняло динамику железнодорожной погрузки.

Есть также прибавки в погрузке цемента. Однако имеются номенклатуры, которые в августе ушли вниз, – это стройгрузы, промсырье и цветная руда.

Погрузка зерна в августе 2021 года снизилась на 28,6% (хотя если сравнивать с 2019-м – следует отметить все-таки ощутимый прирост). Эксперты предполагали, что по осени в текущей динамике железнодорожных перевозок данной номенклатуры наступит некоторое увядание. Так и случилось, поскольку ранее рост потребления наблюдался на фоне сокращения переходящих запасов.

Однако в перспективе их предстоит пополнить. В НО СРО Национальная ассоциация производителей кукурузы и подсолнечника пришли к выводу о том, что в 2020/2021 году глобальная торговля зерном может стать рекордной – отчасти благодаря солидным объемам импорта в Китай. Так что в дальнейшем динамика может измениться.

Прогнозы – умеренные

По итогам 9 месяцев 2021 года в ОАО «РЖД» прогнозируют несколько лучший результат, чем по итогам 8 месяцев. В кулуарах Восточного экономического форума А. Шило озвучил расчеты о приросте погрузки на уровне от +4,1% до +4,2% к январю – сентябрю 2020 года.

Это означает, что в сентябре в холдинге все-таки надеются получить прибавку в динамике, которая окажется чуть лучше августовской. При этом сделана поправка на уровень 2019 года.

Тем не менее годовую цифру в ЦФТО пока не корректировал: как было +3,3% к итогу 2020 года, так и этот уровень и остается. Из этого можно сделать вывод о том, что по осени все-таки сохраняется высоким риск весьма скромной динамики погрузки в октябре и ноябре с надеждой на некоторый отыгрыш в декабре.

 

Минэнерго России не поддерживает электрификацию III этапа расширения Восточного полигона РЖД

Министерство энергетики РФ выступает против электрификации третьего этапа расширения Восточного полигона РЖД из-за необходимости доработки проектов для второго этапа, что приведет к задержке его реализации. Об этом в ходе брифинга с журналистами в рамках ВЭФ-2021 сообщил глава Минэнерго Николай Шульгинов.


«Оценки стоимости электрификации III этапа высокие. Для реализации решения по генерации и строительству линии нужно внести изменения в II этап. То есть вынести проекты по II этапу из экспертизы и переделать их. Это будет задерживать реализацию II этапа. По II этапу энергетики не получили ничего из ФНБ. И по III этапу источник финансирования определен только под основную деятельность – по части РЖД. По части энергетики опять ничего нет. Мы не поддерживаем электрификацию III этапа. Надеюсь, наше мнение будет учтено», – подчеркнул Шульгинов.

В конце декабря 2020 года правительственная комиссия одобрила оптимизированный план энергоснабжения Восточного полигона РЖД, который был предложен Минэнерго. Обновленный план предполагает отказ от строительства новых тепловых электростанций в Советской Гавани (260 МВт) и на юге Приморского края (280 МВт) в пользу модернизации Приморской ГРЭС и расширения Партизанской ГРЭС с увеличением установленной мощности на 280 МВт. Реализация плана позволит достичь итоговой экономии на уровне 38 млрд руб.

Модернизация БАМа и Транссиба – один из крупнейших инфраструктурных проектов в РФ. Первый этап проекта предусматривает увеличение в 2020 году провозной способности Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей в направлении морских портов и пограничных переходов Дальнего Востока на 66,8 млн т в год к уровню 2012 года – до 124,9 млн т. Реализация второго этапа развития магистралей позволит увеличить пропускную способность БАМа и Транссиба до 180 млн т в год, его планировалось завершить в 2024 году.

 

В Чите реконструирован один из корпусов ремонтного локомотивного депо

Инвестиции ОАО «РЖД» в развитие предприятия составили 3,4 млрд руб.


На ст. Чита-1 завершена реконструкция корпуса сервисного локомотивного депо (обслуживает филиал «Дальневосточный» ООО «ЛокоТех-Сервис»). Его строительство велось в течение 5 лет. В ходе реконструкции один из корпусов депо увеличили с 65 до 148 м, на предприятии создан тележечный цех, установлено новое оборудование в электромашинный цех.

Благодаря проведенным работам производственная мощность депо выросла в 2,5 раза. Теперь здесь можно одновременно обслуживать 12 секций локомотивов, что позволит увеличить количество отремонтированных в течение года секций локомотивов с 200 ед. (до начала проекта) до 500. На 80% – до 200 ед. в год – вырастет число восстановленных в депо тяговых двигателей локомотивов.

Сегодня на обслуживании сервисного локомотивного депо Чита-1 находится 509 локомотивов. Их количество в течение 2021 года увеличится еще на 69 машин за счет обновления на ЗабЖД парка тягового подвижного состава.

Стоит сказать, что эксплуатационное локомотивное депо Чита располагает крупнейшим приписным парком магистральных электровозов 2ЭС5К и 3ЭС5К «Ермак» на Восточном полигоне.

В Чите реконструирован один из корпусов ремонтного локомотивного депо

Если вы нашли ошибку в тексте, вы можете уведомить об этом администрацию сайта, выделив текст с ошибкой и нажав сочетание кнопок Ctrl+Enter

 

194156, Россия, г. Санкт-Петербург, Новороссийская ул, д. 28, к.2
 
info@gksofia.ru