Группа компаний СОФИЯНадежность. Всегда. Во всём

 

Проблема ликвидации экологических последствий промышленного освоения Крайнего Севера становится в России все более острой. Для ликвидации заброшенных скважин регионам, в частности Ямалу, нужны колоссальные средства, но, по оценкам экспертов, ни федеральный бюджет, ни крупные компании ТЭК пока не готовы нести дополнительные затраты.

Свой взгляд на ситуацию и возможные варианты ее разрешения представил эксперт Агентства нефтегазовой информации, советник НП Консорциум "СОЮЗНЕФТЕГАЗИНВЕСТ" Ришат Вахитов:

- По данным Роснедр, 28 тысяч заброшенных геологоразведочных скважин в России не имеют хозяина. Самое большее их количество, около 800, находится в Ямало-Ненецком автономном округе. Росимущество, Генпрокуратура, экологи, муниципальные власти бьют тревогу не один год.

Бесхозяйные скважины: параметрические, поисковые, разведочные, эксплуатационные, законсервированные, ликвидированные с  разрушающимися  цементными стяжками, коррозией колонн с последующими  разливами нефти и газовыми фонтанами.

Глава Зарубежнефти Сергей Кудряшов в 2017 году заявил о возможной негерметичности подводного устья скважин десяти бесхозяйных скважин на шельфе северных морей. Это техногенные бомбы.

"Масштабы последствий такого развития событий в условиях Арктики могут быть сопоставимы с масштабами экологической катастрофы, произошедшей в 2010 году в Мексиканском заливе», — предупреждает Сергей Кудряшов.

Ни Зарубежнефть, ни любая другая вертикально-интегрированная нефтегазовая компания (ВИНК) или недропользователь по доброй воле  и за свой счет за эти "бомбы" не возьмутся. Невыгодно. А денег на "бомбы" у госбюджета нет. На порядок больше количество забалансовых, малодебитных, по сути, брошенных скважин на учете ВИНК. В этом же ряду - сотни мелких месторождений, не интересных ВИНК.

Сырьевая база стареет, истощается.

Проблема... и опять без хозяина!

Эксперты в 2015 году предложили варианты решения проблемы:

- создать отдельный орган со своим очень большим бюджетом;

- отдать бесхозные скважины недропользователям, на чьей территории они находятся.

Эти предложения пока никто не реализовал.

Нам представляется, что нужно присмотреться к опыту малых нефтяных компаний (МНК).

Среди регионов России серьезно развивают МНК только правительство Татарстана совместно с Татнефтью. У них работают 32 МНК с годовой добычей 7 млн тонн. В Альметьевске о проблеме бесхозяйных скважин, похоже, забыли.

Если наделить МНК государственными льготами и частным финансированием, к примеру, за счет денег из англосаксонских стран, возвращающихся на родину, часть скважин, указанных выше, вполне можно вовлечь в хозяйственный оборот, а другую часть - ликвидировать. Получив налоговые льготы, МНК начнут ревизию скважин, откроют рабочие места. Учтут интересы частных инвесторов. Работая на инфраструктуре ВИНК  по "татарскому" опыту. Убирая техногенные риски.

Внимательно изучая опыт Татнефтеконсорциума и Ассонефти.

Конечно, нужно обязать ВИНКи стопроцентно курировать МНК, предоставлять инфраструктуру, кадры, любые услуги. Действовать как при ликвидации фонтана на скважине.

Нужно признать, что ситуация чрезвычайная, потому нужно привлечь и противофонтанные части и другие резервы отрасли.

Глава  АссоНефти Елена Корзун констатирует, что доля МНК в общей добыче нашей огромной страны очень мала - около 4 процентов, а нужно 15-20 процентов.

Президент России Владимир Путин в своем послании Федеральному собранию ставит перед экономикой амбициозные задачи: к 2025 году вклад малого предпринимательства в ВВП страны должен приблизиться к 40 процентам, а число занятых здесь – вырасти с 19 до 25 миллионов человек. Ну прямо про нефтегазовую отрасль и МНК!

С  двумя реально десятилетия работающими прибыльными отраслевыми пионерами - Татнефтеконсорциумом и Ассонефтью.

Их опыт можно и нужно внедрять во все нефтегазодобывающие регионы страны.

Федеральное правительство перед собой пока такой задачи не ставит.

Павел Сорокин назначен новым ответственным за нефтегазовую отрасль в Минэнерго РФ.

У экспертов Агентства нефтегазовой информации пожелания Павлу Сорокину - успешной работы, опираясь на опыт профессионалов отрасли. И не забыть про опыт МНК как пример работающих инструментов для решения серьезных отраслевых проблем. Мы всегда готовы подсказать, показать, а если надо - и научить.

Если вы нашли ошибку в тексте, вы можете уведомить об этом администрацию сайта, выделив текст с ошибкой и нажав сочетание кнопок Ctrl+Enter

 

194156, Россия, г. Санкт-Петербург, Новороссийская ул, д. 28, к.2
 
info@gksofia.ru