По итогам Индекса качества удовлетворенность оперативностью согласования заявок в II квартале 2021 года составила 73 балла по 100-балльной шкале. По сравнению с предыдущим периодом показатель увеличился на 1 пункт, правда, по отношению к аналогичному периоду 2020-го потерял целых 3.
По данному критерию оценки были достаточно противоречивыми. Часть интервьюируемых сообщили, что процесс согласования, в частности, на внутренние направления идет отлично и даже на экспорт в Казахстан – 3 дня, как и прописано в уставе. «По России согласовывают заявки в течение одних суток, на экспорт – чуть дольше, но все в пределах нормы, то есть РЖД укладываются в 1–2 суток при ограничении до пяти на экспорт. Заявки в целом проходят отлично, претензий нет. Повышаем оценку», – отметил позитивно настроенный грузовладелец. Главное, добавил он, чтобы были вагоны.
Впрочем, были и случаи отказов в согласовании. Но, как говорят респонденты, у большинства из них всегда были обоснования и реальные причины. Например, перегружена инфраструктура в направлении регионов Дальнего Востока и Сибири из-за всплеска спроса на отгрузку угля. Другой вариант – северный завоз, когда определенные станции и речные порты также ограничены собственной инфраструктурой. «Мы в итоге поставили 90 баллов, потому что на те направления, куда нам было надо, все отказы четко мотивированы. И даже согласования, падающие на конец месяца, то есть самые необходимые отправки, тоже проходили нормально, РЖД всегда нам шли навстречу», – рассказал респондент.
Однако часть отправителей все-таки сталкивались с определенными проблемами.
«Если на внутрироссийские направления заявки согласовывают быстро, то на экспорт и в порты – это наша боль. Нет никакой оперативности и понимания, когда согласуют, – приводит пример один из респондентов. – Согласование в Прибалтику – какая-то рулетка. В последнее время ситуация усугубляется. Мы подаем заявку, ждем, а потом в последний день объявляют, что по техническим или технологическим возможностям она не может быть согласована». Другой отправитель добавил про сложности с согласованием дополнительных планов погрузки, которое может занимать до 10 дней. «Долго согласовываются дополнительные заявки ГУ-12 на Октябрьскую и Северо-Кавказскую железные дороги. И вопросы с этим возникают постоянно. Железнодорожники нам что-то объясняют, но мы теряем оперативность», – жалуется респондент.
Другой грузовладелец снизил оценку рассматриваемого критерия с 45 до 15 баллов, мотивируя это тем, что в конце месяца зачастую невозможно согласовать заявку, она переносится на следующий месяц. В целом появившийся дефицит полувагонов приводит к тому, что не грузоотправители, а собственники выбирают, куда им ехать, и предпочитают составы, следующие по кольцу.