Группа компаний СОФИЯНадежность. Всегда. Во всём

 

В следующем году руководство РЖД обещает пересмотреть подходы к обслуживанию пассажиров и вернуть «переехавшие» за последние годы на автомобильный транспорт грузы. В обоих случаях одним из инструментов станет более гибкая тарифная система. Сложности решению этих задач добавляет то, что в проекте финплана компании на 2016 год не предусмотрено государственных субсидий на ее финансовую устойчивость.

 

Сдобрить пассажира

Для того чтобы 2016 год стал годом пассажира, ОАО «РЖД» намерено проанализировать лучшие международные практики и отобрать наиболее перспективные направления, заявил президент компании Олег Белозёров. По его словам, уже в I квартале планируется утвердить холдинговую программу, направленную на повышение качества услуг, увеличение скорости движения пассажирских поездов и даже снижение стоимости билетов. Как заявил заместитель председателя правительства РФ, председатель совета директоров ОАО «РЖД» АркадиЙ Дворкович, за счет гибкой ценовой политики перевозчики действительно смогут снижать цену на билеты в некоторые периоды года на отдельных маршрутах. «Мы сохраняем финансовую поддержку этих видов деятельности – и дальних, и пригородных перевозок. Общий объем этой поддержки немалый, он составляет порядка 60 млрд руб. в год без учета налоговых преференций. Это позволяет не допускать избыточного роста тарифов на перевозки», – отметил А. Дворкович. Он также напомнил, что предоставленные перевозчику на следующий год налоговые преференции – это нулевая ставка НДС на перевозки в пригородном сообщении, ставка 10% НДС на перевозки в дальнем следовании, а также сохраненная льготная ставка налога на имущество железнодорожного транспорта в 1% при освобождении от налогообложения вновь построенных объектов инфраструктуры.
Что касается конкретно пригородного комплекса, по словам О. Белозёрова, ОАО «РЖД» (которое в разном объеме акций участвует в уставных капиталах российских пригородных компаний) впервые приблизилось к практически безубыточному финансовому результату его работы. «Хочу поблагодарить правительство, руководство Министерства транспорта и других профильных министерств за принятие решений, позволивших выйти на такой результат, а также губернаторов за продуктивный диалог и поддержку», – сказал президент РЖД.
Губернаторы, в свою очередь, не стали отрицать, что последовательно проблемы по пригороду совместно с РЖД решаются, но часть из них все равно имеет место. Так, первый заместитель губернатора Волгоградской области Игорь Стефаненко отметил, что вместе с правительством РФ необходимо разработать механизмы предоставления государственных гарантий лизинговым компаниям и кредитным учреждениям при приобретении ППК подвижного состава. Он напомнил, что такая система отлажена при лизинге автобусов, работающих на газомоторном топливе. «Почему бы не сделать то же самое для наших пригородных компаний?» – предложил И. Стефаненко.
Вторая проблема, по его мнению, связана с тем, что жители области просят организовать для них движение пригородных поездов, соединяющих Волгоград с большими областными городами, расстояние до которых зачастую составляет свыше 200 км. Однако приказ Минтранса, регламентирующий работу ППК, напомнил И. Стефаненко, ограничивает пригородное движение до 200 км, что не дает возможности областным властям удовлетворить спрос местных жителей. Поэтому, по его словам, было бы целесообразно внести в нормативную правовую базу изменения таким образом, чтобы вышеупомянутый приказ ограничивал пригородное движение не 200 км, а границами субъекта РФ.
Руководитель управления Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту Юрий Каськов, в свою очередь, заявил, что именно пассажирские перевозки в 2016 году будут главным объектом контрольно-надзорных мероприятий его подчиненных. Основными задачами здесь станут обеспечение безопасности питания в пути следования, организация перевозки групп детей, а также защита прав потребителей, особенно в разрезе доступа лиц с ограниченными возможностями.

Путь к грузу лежит через скидку

Погрузка грузов по итогам уходящего года оценивается со снижением примерно на 1% от уровня прошлого, сообщил О. Белозёров. При этом доля железных дорог в грузообороте транспортной системы страны превысила 45%, увеличившись за последние 12 лет на 6%.
Для получения дополнительных доходов РЖД в новом году необходима реализация стратегии клиентоориентированности и повышения уровня качества оказания услуг грузовладельцам, считает президент компании. По его словам, поставлена задача увеличить долю грузовых отправок груженых вагонов, доставленных в нормативный срок, на уровне не менее 95%, а скорость доставки груженых отправок – на уровне не менее 375 км/сут. в сутки. Кроме того, для повышения качества обслуживания необходимо окончательно перейти на технологию работы с клиентами в режиме одного окна, считает глава РЖД.
Еще одним перспективным направлением, по его мнению, является совершенствование тарифной системы на принципах прозрачности. «Мы внимательно следим за ситуацией на рынках сбыта готовой продукции наших партнеров. Так, например, значительное снижение спроса и цен происходит на рынке черных металлов. Сложившаяся ситуация требует адекватных решений с нашей стороны», – заявил О. Белозёров. Он добавил, что правление компании в ближайшие дни рассмотрит предложение об отмене с января 2016 года ранее введенного повышающего коэффициента 1,134 к тарифу на экспортные перевозки некоторых видов металлургической продукции в рамках тарифного коридора. Одновременно ожидается, что будет введен понижающий коэффициент 0,882. При этом для принятия дальнейших решений компания продолжит мониторинг ситуации на рынке.
По мнению руководителя Федеральной антимонопольной службы Игоря Артемьева, в последние годы главной проблемой РЖД была потеря груза. И сегодняшние подходы компании по его возвращению на железные дороги, в том числе путем предоставления скидок клиентам, очень правильные. Вместе с тем необходимо и дальше совершенствовать тарифную политику перевозчика. Во-первых, И. Артемьев пообещал, что тарифы на услуги ОАО «РЖД» в ближайшее время не будут индексироваться выше инфляции. Во-вторых, по его словам, в 2016 году ФАС и РЖД подготовят новый тарифный прейскурант перевозчика.  Действующий Прейскурант № 10-01 изжил себя, новый же документ должен быть принципиально иного уровня и согласован с бизнесом, считает глава ФАС. Совершенствования, по его мнению, требует и закупочная деятельность перевозчика.
С тем, что необходимо донастроить тарифное регулирование РЖД, согласен и заместитель министра экономического развития Николай Подгузов. Среди новых вызовов, которые появились перед компанией в связи с реформированием отрасли, он также назвал дефицит тягового подвижного состава для грузовых перевозок, тенденцию к снижению общетехнологической эффективности железных дорог, в том числе уменьшение производительности грузовых вагонов. Решению этих проблем, по его мнению, должна поспособствовать реализация проекта Целевой модели рынка грузовых перевозок до 2020 года, который подготовило Минэкономразвития по поручению А. Дворковича.

Есть куда ужаться

Макроэкономическая нестабильность привела к сокращению показателей перевозочной деятельности в 2015 году по отношению к первоначально утвержденным параметрам, тем не менее компании удалось реализовать меры оптимизации расходов на 28 млрд руб., сообщил О. Белозёров. В первую очередь оптимизированы удельные нормы потребления материальных ресурсов и ограничены цены на потребляемую продукцию. Снижена стоимость использования ресурсов, а физические объемы капитального ремонта увеличены к первоначальному плану.
Себестоимость по перевозочным видам деятельности в текущем году возросла на 7,7%, что ниже роста цен в промышленности и ожидаемой годовой инфляции. Обеспечен заданный советом директоров рост производительности труда в 4%. «Таким образом, в результате работы менеджмента ОАО «РЖД» и федеральных органов исполнительной власти, несмотря на все сложности, нам удалось обеспечить безубыточный финансовый результат», – отметил президент РЖД.
По его словам, в 2016 году также предстоит обеспечить сбалансированность деятельности без соответствующей государственной субсидии. Ключевой задачей здесь является ограничение роста удельной себестоимости перевозок в 2016 году на уровне не более 3,1%, что ниже прогнозируемой среднегодовой инфляции.
«Сегодня в компании мы видим определенный потенциал для дальнейшего роста внутренней эффективности. Это улучшение качественных показателей использования подвижного состава, совершенствование закупочной деятельности, увеличение отдачи от наших дочерних обществ, повышение энергоэффективности», – заключил О. Белозёров.

Если вы нашли ошибку в тексте, вы можете уведомить об этом администрацию сайта, выделив текст с ошибкой и нажав сочетание кнопок Ctrl+Enter

 

194156, Россия, г. Санкт-Петербург, Новороссийская ул, д. 28, к.2
 
info@gksofia.ru