Совет потребителей по вопросам деятельности РЖД в целом поддержал проекты финансового плана и инвестиционной программы РЖД на 2016 год и плановый период 2017-2018 годов, а также выработал ряд рекомендаций по данным документам. Соответствующее заключение утверждено 29 октября на заседании Совета потребителей.
Совет потребителей отметил значительный прогресс в улучшении операционной эффективности РЖД и планировании инвестиционной программы. В условиях сильнейшего кризиса на товарных рынках объемы перевозки основной номенклатуры грузов РЖД снижаются. Доля транспортной составляющей в цене российских массовых грузов растет при падении цен на мировом рынке. РЖД удалось найти значительные резервы снижения затрат и удержать прогнозный рост себестоимости монополии в 2016 на уровне 5,6%.
Исходные параметры, на которых базируются проекты документов, соответствуют уточненным Минэкономразвития России прогнозным параметрам социально-экономического развития РФ на рассматриваемый период. В части индексации железнодорожных тарифов на грузовые железнодорожные перевозки в 2016 году РЖД ожидает 9%.
Параметры индексации тарифов в 2016 году вызвали в ходе заседания Совета потребителей серьезную дискуссию среди его участников. В результате голосования большинством голосов было принято решение поддержать параметры индексации тарифов на грузовые железнодорожные перевозки, в соответствии с Методикой долгосрочного регулирования железнодорожного тарифа на 2014 - 2018 годы, принятой приказом ФСТ России от 30 августа 2013 года № 166-т/1, а также принятыми в декабре 2014 года предложениями Межведомственной рабочей группы под руководством зампредседателя Правительства РФ Аркадия Дворковича по фиксированному размеру ежегодной индексации тарифов на грузовые железнодорожные перевозки (в период 2016-2020 годов).
В соответствии с Методикой долгосрочного регулирования железнодорожного тарифа индексация в 2016 должна составить 5,5%.
«Сохранение практики долгосрочного тарифного регулирования на грузовые железнодорожные перевозки позволит повысить качество бизнес-планирования и управления транспортными затратами всех участников перевозочного процесса, а также сохранить инвестиционные проекты промышленности в условиях катастрофического падения цен на сырьевых мировых рынках. Большинство предприятий - грузоотправителей в настоящее время не в состоянии сохранять объемы производства на фоне повышенного роста тарифов», - отметил в ходе заседания Денис Илатовский, член Совета потребителей по вопросам деятельности ОАО «РЖД».
По мнению экспертов Совета потребителей, достижение планируемых показателей, обозначенных в финансовом плане ОАО «РЖД» на 2016 год и плановый период 2017-2018 годов, может быть поставлено под угрозу в связи с наличием следующих основных рисков:
- риск отсутствия положительного решения о предоставлении льготы по налогу на имущество в 2016 году;
- возможное сокращение доходов от продажи ДЗО в 2016 году (в связи с негативной макроэкономической ситуацией);
- недостижение прогнозируемого роста грузооборота в 2016 году по отношению к 2015 году на 0,9%;
- отсутствие или сокращение получения дополнительных доходов за счет мероприятий по привлечению грузов с автомобильного транспорта, а также развития контейнерных и рефрижераторных перевозок;
- сокращение доходов от перевозок грузов в случае принятия решения об индексации тарифов в 2016 г. в соответствии с долгосрочными параметрами;
- секвестирование объемов государственной поддержки в 2015 году и отсутствие восполнения в будущих периодах, что приведет к недофинансированию инвестиционных проектов.
В случае реализации этих рисков, по оценкам Совета потребителей, ОАО «РЖД» может столкнуться с дефицитом бюджета в размере около 100 млрд. рублей.