Промышленная группа СОФИЯНадежность. Всегда. Во всём

 

Новости РЖД

Новости РЖД

Путин поручил расширить практику выпуска инфраструктурных облигаций по примеру РЖД

Президент России Владимир Путин назвал хорошей практикой выпуск инфраструктурных облигаций, проведенный ОАО «Российские железные дороги» (РЖД), и призвал расширять применение этого инструмента. Такую позицию глава государства обозначил в среду на совместном заседании Госсовета и Совета по стратегическому развитию и национальным проектам.

Подробнее...

Мишустин: инвестпрограмма РЖД на 2021–2023 гг. составит более 2 трлн руб.

Общий объем инвестиционной программы РЖД на 2021–2023 гг. составит более 2 трлн руб., сообщил премьер-министр РФ Михаил Мишустин на заседании правительства в четверг.

Подробнее...

Первый вице-премьер Андрей Белоусов будет переизбран председателем совета директоров ОАО РЖД

В четверг, 24 декабря, председатель правительства РФ Михаил Мишустин утвердил директиву о переизбрании А. Белоусова главой совета директоров ОАО «РЖД». Документ опубликован на официальном сайте кабмина.

Директива для представителей государства (владеет 100% акций железнодорожного перевозчика) утверждена правительством РФ. Согласно этому документу, на заседании, посвященном избранию председателя совета директоров, они обязаны поддержать кандидатуру действующего главы А. Белоусова.

Необходимость переизбрания председателя совета директоров обусловлена переутверждением его состава на годовом общем собрании акционеров 30 сентября 2020 года. В состав совета, как и прежде, вошли 14 человек. Из них 11 представителей государства и три независимых директора.

Первый вице-премьер Андрей Белоусов будет переизбран председателем совета директоров ОАО РЖД

Минпромторг критикует решение ФАС: о чем спор?

Минпромторг России считает решение Федеральной антимонопольной службы России (ФАС) о завышении цен на цельнокатаные железнодорожные колеса (ЦКК) Выксунским металлургическим заводом (ВМЗ, входит в ОМК) необоснованным. Об этом говорится в письме замглавы министерства Виктора Евтухова, направленном 27 ноября в ответ на адвокатский запрос представителя ВМЗ (есть в распоряжении РЖД-Партнера). Однако, по мнению эксперта в области государственного управления, Минпромторг не уполномочен давать трактовки норм закона о конкуренции и эксклюзивным правом на это обладает именно ФАС.


По оценке ФАС, в 2019 году в условиях дефицита, неопределенности и негативных ожиданий потребителей ВМЗ, занимая доминирующее положение на этом рынке, спровоцировал существенное увеличение цен на железнодорожные колеса. Так, с апреля по сентябрь 2019 года компания провела несколько открытых конкурсных процедур – запросов цен по продаже железнодорожных колес. При этом цены по итогам этих процедур превышали цену реализации за I квартал 2019-го в 2 раза. Также производитель поднял цены для отдельных потребителей, закупающих продукцию вне конкурсных процедур, в том числе по долгосрочным контрактам. В результате таких действий ВМЗ цены на колеса для части потребителей к июню 2019 года повысились более чем на 40%, отмечала ФАС.

«Комиссия ФАС России установила, что АО «ВМЗ» нарушило п. 1 ч. 1 ст. 10 закона о защите конкуренции, устанавливая и поддерживая с апреля 2019 года монопольно высокие цены на колеса цельнокатаные диаметром 957 мм. Компания будет привлечена к административной ответственности, размер штрафа определен по результатам рассмотрения административного дела», – говорилось в сообщении ведомства.
Однако в Минпромторге посчитали иначе. «Примененный в решении ФАС России подход к оценке ценообразования АО «ВМЗ» и сдерживание цен без учета реального спроса на товар, условий функционирования на рынке иных производителей товара, в том числе импортеров, противоречит принципам рыночной экономики и задачам по снижению зависимости от импорта», – комментирует замглавы Минпромторга Виктор Евтухов доводы ФАС.

По мнению Минпромторга, в условиях рыночной экономики такой подход к ценообразованию создает неопределенность и системные риски для частных компаний. Сложившаяся ситуация также может поставить под угрозу реализацию градообразующим предприятием АО «ВМЗ» «ранее заявленного крупного и необходимого для отрасли инвестиционного проекта по строительству электрометаллургического комплекса». Напомним, программа завода по модернизации колесопрокатного производства направлена на восстановление оборудования, изношенного вследствие экстремальных режимов работы в 2019 году (12,4 млрд руб.), а также включает в себя проект по строительству электрометаллургического комплекса с общим объемом инвестиций на уровне 147 млрд руб.

В. Евтухов также отмечает, что уровень роста цен на колеса отечественных производителей, включая АО «ВМЗ», в 2019 году соответствовал уровню спроса и состоянию дефицита на рынке, а сами цены отечественных производителей были ниже цен импортных ЦКК с Украины и из Китая, которые достигли уровня 74–80 тыс. руб. за штуку уже в I квартале 2019 года.

По данным Минпромторга России, рост цен на отечественные ЦКК происходил после значительного роста стоимости услуг по ремонту и продаже колесных пар. На данное обстоятельство было обращено внимание ФАС в письме Минпромторга от 18.04.2019 г. № ЕВ-25580/17.
«Участники рынка со стороны как потребителей, так и производителей были осведомлены об уровне цен на колесные пары, предоставляли соответствующие данные в Минпромторг России в рамках совещаний, проходивших в течение 2018–2019 гг. с целью обсуждения и выяснения причин ситуации, сложившейся на рынке ЦКК и колесных пар, эта информация учитывалась при принятии решений о ценах. Опережающий рост цен на смежном рынке колесных пар, который характеризуется меньшей концентрацией и большей конкуренцией, свидетельствует о том, что последующий рост цен на ЦКК, в том числе производства АО «ВМЗ», носил обоснованный характер и был соразмерным росту спроса» – так обосновывают свое решение в Минпромторге.

В качестве аргумента приводится также тот факт, что государство не вправе определять уровень цены на производимую продукцию, за исключением случая государственного регулирования цен, который к рынку ЦКК неприменим.

При этом в Минпромторге считают, что рынок колес является конкурентным, так, в 2019–2020 гг. на этом рынке присутствовало семь производителей: АО «ВМЗ» (РФ), АО «ЕВРАЗ НТМК» (РФ), ПАО «Интерпайп» (Украина), ТОО «Проммашкомплект» (Казахстан), а также три китайских производителя.

Однако в ведомстве оставляют за скобками, что доминирующие российские производители (АО «ВМЗ» и ООО «ЕвразХолдинг») занимают более 80% рынка и их положение только упрочилось введением по их инициативе заградительных пошлин на ввоз ЦКК с Украины на территорию ЕАЭС.

Между тем управляющий партнер адвокатского бюро «Бартолиус» Юлий Тай подчеркивает, что Минпромторг не уполномочен давать трактовки норм закона о конкуренции, эксклюзивным правом на это обладает именно ФАС.

«Такая практика точно не является массовой. Вовлечение какого-либо государственного органа в хозяйственном споре на своей стороне не поощряется государством, и при идеальном положении вещей такого, конечно, происходить не должно. В идеале все государственные органы должны придерживаться некой сдержанности, и в случае очевидного вмешательства в чужой круг вопросов они должны воздерживаться от оценок, не давать подобных комментариев и трактовок. Но если такие письма появляются, суд должен дать им соответствующую оценку, а именно – проигнорировать», – пояснил он.

Напомним, в конце 2017 – начале 2018 года на рынке начался рост спроса на ЦКК, который в 2019-м превысил производственные возможности российских производителей, что способствовало формированию значительного неудовлетворенного спроса.

Рекордный спрос в 2019 году на ЦКК на рынке ЕАЭС был вызван наложением нескольких факторов. Так, в 2019-м возникла необходимость замены ЦКК на вагонах, отремонтированных ранее бывшими в употреблении ЦКК (появившимися вследствие принятых ранее решений регуляторов о списании около 260 тыс. вагонов), а также новыми ЦКК в 2012–2013 гг. В 2019 году также был установлен рекорд по объемам вагоностроения. Важным отличием 2019-го стало резкое снижение количества б/у колес на рынке, что не могло не сказаться на росте спроса на новые колеса. Потребление ЦКК в пиковом 2019 году на российском рынке составило более 1,7 млн шт. при 100%-ной загрузке мощностей отечественных производителей, потребление на рынке ЕАЭС составило 1,8 млн штук.

Как считают в Минпромторге, указанные факторы оказали мультипликативный эффект на увеличение потребления ЦКК и рост стоимости прежде всего услуг по ремонту вагонов вагоноремонтными организациями и стоимости колесных пар. Цены на рынке ремонтов вагонов, колесных пар выросли кратно (с 90 до 270 тыс. руб. за штуку и более).

Необходимо отметить, что в 2018 году и особенно в 2019-м загрузка отечественных производителей колес составляла 100%, объем спроса превысил максимальные производственные возможности, что привело к необходимости единовременной закупки колес китайского производства, которые появились на российском рынке в марте-апреле 2020 года по высоким ценам.

При этом несмотря на принятые ФАС России решения даже в условиях сниженного спроса (из-за общего падения объемов перевозок в период кризиса) цены на колеса продолжают оставаться очень высокими (в 2 раза выше уровня начала 2018 г.). Однако 23 декабря стало известно, что к списку санкционных товаров, введенному правительством в декабре 2018 года, предлагается добавить железнодорожные колеса, оси и заготовки, а также крупное вагонное литье, что напрямую затронет поставки украинских ЦКК производства «Интерпайпа».
Ранее Союз операторов железнодорожного транспорта направил письмо первому заместителю председателя правительства РФ Андрею Белоусову с просьбой приостановить подготовку решений о запрете импорта железнодорожных запчастей с Украины до момента стабилизации ситуации на внутреннем рынке и снижения цен на продукцию.

Минпромторг критикует решение ФАС: о чем спор?

Если вы нашли ошибку в тексте, вы можете уведомить об этом администрацию сайта, выделив текст с ошибкой и нажав сочетание кнопок Ctrl+Enter

Калькулятор металлопроката

Мобильное приложение для расчета массы, длины, площади и стоимости изделий из металла.

Для iOS® и Android®

Подробнее о приложении


АДМИНИСТРАЦИЯ
 

 
194156, Россия, г. Санкт-Петербург, Новороссийская ул, д. 28, к.2
 
info@gksofia.ru